- Иоанн
- 1. И. Златоуст (Хризостом), род. ок. 350 в Антиохии, ум. 14. 09. 407 в ссылке близ Команы (Понт); чрезвычайно плодовитый грекоязычный христианский автор. И. З. происходил из знатной семьи, изучал риторику у Либания, получил прекрасное образование в греч. духе. Приняв крещение, стал монахом; с 381 по 397 был священником в Антиохии, в 397 по воле императора Аркадия принял сан патриарха Константинопольского. Критикой социальных недостатков навлек на себя ненависть духовенства и императрицы. Его борьба за власть с александрийским патриархом Теофилом окончилась тем, что в 403 И. З. был низложен и спустя год сослан в М. Армению. Его сторонники и последователи также стали подвергаться гонениям. Благодаря заступничеству зап. церкви его останки были захоронены в Константинополе в 438. И. З. — автор множества проповедей, панегириков, псалмов, превосходных в риторич. отношении и ценных в отношении культурно-историч.; следует особо упомянуть его проповеди, произнесенные в 387 в Антиохии по случаю поднявшихся там волнений. Письма И. З. из ссылки (всего их 236) также представляют интерес для совр. историч. науки. Литургии, которые и сегодня исполняются в ортодоксальных церквах как «литургии И. З.», приписаны ему ложно. Прозвище Златоуст он получил за свое красноречие в 6 в. Для ортодоксальной церкви И. З. остается авторитетом и поныне.2. И. Дамаскин, род. ок. 650 в Дамаске, ум. не позднее 753, визант. богослов, философ, родом из знатной христианской семьи, сын одного из министров халифа (министра финансов). Стал монахом в монастыре св. Себастьяна близ Иерусалима (до 700). Компилируя и систематизируя сочинения отцов церкви, он создал законч. систему патристики, которая стала основой основ для вост. церкви и оказала воздействие на формирование зап. схоластики. Гл. труд И. Д. — «Источник знания»; в нем сочетается неоплатонич. концепция блага и теологич. идеи. Принадлежность ему трех книг «Sacra Parallela», представляющих собой собрание изречений, почерпнутых из Библии и патристич. литературы и касающихся вопросов христианского образа жизни, является спорной. Наряду с гомилиями и агиографич. сочинениями И. Д. создавал церковные песнопения; кроме того, он автор популярного в средние века романа «Варлаам и Иоасаф», в котором чувствуется влияние индийских преданий и «Апологии» Аристида.3. И. Филопон, род. ок. 470 в Кесарии (Понтийской), ум. ок. 550 в Александрии; греч. грамматик, христианский теолог, прошедший период увлечения неоплатонизмом; один из наиболее разносторонних авторов своего времени. Из его философских сочинений следует упомянуть трактат «Против Прокла по вопросу о вечности мира» и многочисл. комментарии к Аристотелю, в которых он добирается до принципиальных положений теории первотолчка. И. Ф. пытался объединить языч. и христианские воззрения, за чго после смерти был проклят церковью как еретик.4. И. Креститель, иудейский пророк; его аскетизм, враждебное отношение к официальному жречеству, совершавшийся им обряд крещения, смысл которого состоял в очищении людей перед грядущим Царством божим, — все это сближало Крестителя с ессейским движением. Царь Ирод Агриппа приговорил его к смерти. Для христиан И. К. — «предтеча» Иисуса Христа.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.